Методическая копилка

Играем и развиваем наших детей!!!

Игра на развитие словаря у ребенка
Играем в слова


Игра на формирование слоговой структуры слова

Видеоматериал на тему профессии  "Повар"





Игры для неговорящих детей


1. Прятки
Цель. Уточнение и расширение пассивного предметного словаря по теме «Игрушки».
Материалы. Игрушки — мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.
Ход игры. Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты — на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.
К нам пришла кукла Маша. Она плачет. Почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. (И т.д.)
    В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивается. В дальнейшем можно ребенку дать задание найти и принести разнообразные предметы.

2. У кого картинка?
Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря.
Материалы. Предметные картинки по разным темам (по количеству детей).
Ход игры. Перед началом игры выберите тему, затем раздайте детям по одной предметной картинке.
— Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я назову слово, а вы слушайте внимательно: цветочек. У кого такая картинка — пусть поднимет руку. Маша руку подняла. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Покажи всем твой цветочек. Следующее слово — птичка. У кого птичка? Никто не поднимает руку... Где же птичка? Кто найдет птичку? Вот птичка, у Димы! Дама, подними руку. (И т.д.)
       В этой игре можно менять темы, используя различные картинки и обозначающие их слова в соответствии с приведенным выше словарем. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).
3. Покажи картинку!
Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря.
Материалы. Предметные картинки по разным темам (по количеству детей).
Ход игры. Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Просите детей по очереди найти и показать нужную картинку.
— Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Ваня покажи кубик. Правильно. Лена, найди  и покажи пирамидку. Молодец! Саша покажи самолет. (И т.д.)
       В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок.

4. Отгадай загадку — покажи отгадку.

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря; научить детей узнавать предметы по их назначению; развивать мышление.
Материалы. Тематические предметные картинки.
Ход игры. Игра проводится на  ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Можно дать инструкцию для всех или индивидуально для каждого ребенка.
— А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят (картинка — «ложка»). Покажите, что катится (картинка — «мячик»). Покажите, чем можно рисовать (картинка- «карандаш»). Покажите, что надевают на голову (картинка — «шапка»). Покажите то, что можно кушать (картинки — «яблоко», «конфеты», «сыр»). (И т.д.)
      Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание искомого предмета. Если  они не смогли найти нужную картинку следует показать им реальный предмет: описать его свойства, обыграть.


5. Веселые загадки
Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря; научить узнавать игрушки: и предметы по описанию.
Материалы. Различные игрушки и предметы.
Ход игры. Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними несколько разных игрушек или предметов. Вначале общая инструкция для всех или индивидуально я каждого ребенка.
Я знаю много интересных загадок. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, о чем я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он беленький, пушистый, длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш). (И т.д.)





6. Выполняем команды
Цель. Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.
Ход игры. Игра проводится на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встаньте напротив.
Давайте поиграем: я буду отдавать команды, а вы выполняйте. Слушайте внимательно и не ошибайтесь! Начали! Идите! Стойте! Поднимите руки вверх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! Потопайте! Поставьте руки на пояс! (И т.д.)
        В этой игре можно использовать простые, знакомые детям движения, которые были отработаны в подражательной игре, когда педагог называл и выполнял движение, а дети повторяли за ним. Педагог следит за выполнением движений и исправляет ошибки.



7. Что делает человечек?
Цель. Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.
Материалы. Набор картинок, изображающих различные действия (по количеству детей).
Ход игры. Перед началом игры раздайте детям по одной картинке.
Посмотрите, у вас на картинках мальчики, а девочки что-то делают. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду загадывать действия, а вы слушайте внимательно. Тот, у кого подходящая картинка — пусть поднимет руку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет? Кто прыгает? (И т.д.)
Если малыши затрудняются с ответом, можно дать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов, которые есть на картинке.
Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле? И т.п.

8. Кто что делает? (использование  фотографий)
Цель. Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.
Материалы. Для проведения этой игры необходимо попросить родителей сделать или подобрать из имеющихся фотографии, на которых ребенок совершает различные действия (см. словарь).
Ход игры. Дети любят рассматривать фотографии, на которых изображены они сами. Полезно использовать это в логопедических занятиях. Игра первоначально проводится индивидуально с использованием фотографий ребенка. Сначала можно взять несколько фотографий. Постепенно, по мере усвоения материала, следует добавлять остальные.
Разложите фотографии перед ребенком.
Посмотри, это твои фотографии. Вот Ванечка. И вот Ванечка. На каждой фотографии ты делаешь что-то интересное. Покажи, где ты сидишь? А где ты кушаешь? Где ты купаешься? (И т.д.)
        В дальнейшем можно проводить такую игру в группе. Для этого следует использовать выборочно фотографии разных детей так, чтобы одно действие не повторялось на фотографиях дважды.
Посмотрите, это ваши фотографии. Что это вы делаете? Найдите а покажите, кто спит? Правильно, Таня. А кто причесывается? Саша. А кто бегает? Оля бегает. (И т.д.)
       Так же можно проводить занятия с использованием фотографий близких ребенка, совершающих различные действия (см. словарь). Эта работа проводится индивидуально.
Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на которой папа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. (И т.д.)
9. Много или мало?

Цель. Научить детей соотносить слова «один», «много», «мало» с соответствующим количеством предметов.
Материалы. В этой игре можно использовать игрушки небольших размеров — кубики, палочки. мячики и т.п.
Ход игры. Формируя понятия «один», «много», «мало», полезно научить детей использовать соответствующие жесты:
«один» — показать указательный пальчик; «много» — широкий обводящий жест рукой; мало» неширокий обводящий жест рукой или сложить ладошки горсткой. Для этого логопед сам постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.
         Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой - мало.
-- Посмотрите, вот кубики, и вот тоже кубики. Тут много кубиков (логопед показывает рукой), а тут мало кубиков (соответствующий жест). Покажите, где мало кубиков. Как вы покажете, что кубиков мало? (Логопед побуждает детей показать жестом.) А где много кубиков? Как вы покажете, что кубиков много? (Логопед побуждает детей показать жестом.) А вот один кубик (логопед показывает). Возьмите по одному кубику. Покажите, что кубик один. (Логопед побуждает детей показать жестом.)
                    Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.

10. Где много, а где мало?
Цель. Научить детей различать грамматические формы единственного и множественного числа существительных.
Материалы. Предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве «один» и «много» (можно подобрать из наглядного материала по развитию математических представлений).
Ход игры. Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.
— Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы? (И т.д.)


11. Большой или маленький?
Цель. Научить детей соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов.
Материалы. В этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшем — использовать картинки.
Ход игры. Формируя понятия «большой» и «маленький», полезно научить детей использовать выразительные жесты: «большой» — развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны), «маленький — приблизить друг к другу ладошки (или приблизить друг к другу указательный и большой пальцы). Логопед сам использует язык Жестов и учит этому детей. Названия понятий следует особо выделять в речи.
Покажите детям большой и маленький мячики.
Посмотрите, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик — покажите. (Логопед побуждает детей показать жестом.) Правильно, маленький. А этот мячик какой? Покажите! (дети показывают жестами.)
Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.
12. Где что лежит?
Цель. Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около.
Материалы. Коробка, несколько мелких игрушек.
Ход игры. Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом — несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки, Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов: следует особо выделять в предложении.
-- Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. 4 вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. (И т.д.)
         После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.
Лена, положи карандаш под коробку. Саша, положи кубик на коробку. (И т. д).
          Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают игрушки. Затем дают задания.
Ваня, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик — спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. (И т.д.)
Такие игры полезно повторять, используя разный предметный материал, что позволит закрепить у детей понимание пространственных отношен
Робота с ребенком
          Работа логопеда с ребенком включает в себя систему специальных занятий. Родители развивают понимание обращенной к малышу речи в ходе режимных моментов и бытовых ситуаций, логопед расширяет пассивный словарь ребенка в ходе проведения специальных игр, используя при этом различные материалы и игрушки, а такие специальные приемы. Ниже дано описание некоторых игр.


Литература
1. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. —. М.: Букмастер, 1993.
3. Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. — С.-Петербург: Союз, 1998.




РАССУЖДАЕМ,  ДОКА ЗЫВАЕМ,  ЗАПОМИНАЕМ

СЛОВАРЬ — 1) лексика, словарный состав языка. диалекта социальной группы. словарный запас отдельного человека; см. Лексикон 2) справочное издание, содержащее собрание слов (или морфем. словосочетаний. идиом и т. п.), расположенных и толкуемых по определенному принципу.

СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ — 1) часть словарного состава современного языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общения во всех сферах жизни человеческого общества; противопоставляется пассивному словарю. Словарь активный включает как слова общенародного употребления. так и те, которые ограничены в своем использовании (профессионализмы, эмоционально-экспрессивная лексика и т. п.); слова Словаря активного лишены оттенков орхаичности и новизны я образуют ядро лексической системы языка; 2) активный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др.

СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ — 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в повседневном общении (книжная лексика, неологизмы, еще не ставшие привычными  и др.); 2) пассивный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др.

ЛЕКСИКОН — словарь, запас слов, которым владеет человек.
                                                                      Понятийно-терминологический
                                                                     словарь логопеда. Москва, 1997.

Комментариев нет:

Отправить комментарий